пятница, 13 марта 2020 г.

Творческие сны знаменитых писателей


   Беря в руки книгу, мы даже не задумываемся, что  возможно, это произведение было создано автором во сне. Многие великие писатели признавались, что сны помогали им в творчестве, что именно во сне к ним приходили образы, картины и даже целые сюжеты и готовые отрывки их будущих произведений. Вот лишь несколько общеизвестных примеров, когда знаменитые мастера слова творили под влиянием своих снов.


  Во сне к Данте пришла идея «Божественной комедии», а к Гете – второй части «Фауста».
  Фантасмагорические произведения Эдгара По были навеяны его снами.
  А.П. Чехову приснился готовый сюжет повести, опубликованной в дальнейшем под названием «Черный монах».
  Во сне английская писательница Эмилия Бронте увидела сюжет «Грозового перевала».
  Чарльз Диккенс рассказывал о том, что сначала видит своих персонажей во сне, а уже затем переносит их на бумагу.
  Шарлотта Бронте поставила творческую эксплуатацию своих снов на конвейер, большая часть сюжетов родилось у нее во сне.

  Этот список далеко не полный – некоторые данные невозможно привести из-за того, что их достоверность вызывает сомнения. Тем не менее, тот факт, что именно к творческим людям ночное озарение приходит чаще других, вполне понятен. Ведь именно они обладают наиболее развитым воображением и чувствительной нервной системой, а кроме того, в силу своей профессии, умеют прислушиваться к своей интуиции – а значит, и к своим снам.

  Впрочем, в некоторых случаях прислушиваться даже не приходится – сны способны бесцеремонно вмешиваться в реальную жизнь творческих натур, как это происходило на протяжении практически всей жизни со знаменитым английским писателем Робертом Луисом Стивенсоном.
  Автора бестселлера для детей всех времен и народов – «Острова сокровищ», Стивенсона в детстве преследовали ночные кошмары. Летающее сердце или снятый человеческий скальп были еще не самыми зловещими образами его воспаленного воображения. Чего стоит, к примеру, сон, после которого будущий писатель проснулся в холодном поту: он увидел себя намертво приклеенным к карнизу коленями и подбородком! Учась в университете, Стивенсон даже был вынужден обратиться с этой проблемой к врачу, и опытный психиатр, выслушав жалобы студента, неожиданно заявил: «Я знаю, чем вам помочь: вам надо начать писать сказки. Каждый вечер, перед сном. Желательно, добрые и непременно с хорошим концом».
  Стивенсон оказался прилежным пациентом и талантливым писателем. Сны, бывшие когда-то его врагами, с этого времени стали его лучшими друзьями, превратившись из мрачных кошмаров в увлекательные повести. Стивенсон даже приписывал им львиную часть своих литературных заслуг, уверяя, что в голове у него живут «маленькие помощники» – они-то и придумывают по ночам сюжеты для его лучших книг.
  По уверениям писателя, «маленькие помощники» могли рассказывать ему истории всю ночь напролет. Одни из них казались ему не слишком увлекательными, другие же – превосходили самые смелые его ожидания. «Они могли рассказывать мне сказку, до последнего держа меня в неведении относительно ее конца, или же рассказывать ее часть за частью, подобно сериалу...» – признавался писатель.
  По сути, это были уже готовые истории, которые Стивенсону оставалось только записать. Так произошло, например, со «Странной историей доктора Джекила и мистера Хайда», частично рассказанной ему во сне его «маленьким помощниками».
 «Два дня подряд я напрягал свой мозг, чтобы получить хоть какой-нибудь результат, – вспоминал позднее писатель. – Наконец во сне я увидел сцену с окном, затем сцену, в которой Хайд, преследуемый за преступление, взял порошок и перевоплотился в Джекила... Все остальное было придумано мной уже после пробуждения, хотя я старательно следовал манере своих маленьких ночных помощников».

  Безусловно, творчество Стивенсона в этом плане удивительно и уникально. Однако если исключить «ночных помощников», нечто похожее можно найти и в воспоминаниях многих других великих писателей. Взять хотя бы Александра Грибоедова, чье «Горе от ума», по его признанию, появилось на свет довольно загадочным образом.
  Комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» по праву считается классикой русской литературы. Остроумие автора, эмоциональность и живость речи заставляют забыть, что изложение ведется в стихах, а количество взятых из комедии цитат и афоризмов говорит само за себя.
  Между тем, интересно, что «Горе от ума» – это не вершина творческой карьеры, а практически единственное самостоятельное и полностью проработанное произведение писателя, который по роду своей основной деятельности был дипломатом. Многие литературные критики обращали внимание на этот загадочный факт – знаменитая комедия взялась будто бы из воздуха, из ниоткуда.
  Тем любопытнее узнать, что сам Грибоедов рассказывал, будто бы идея этой книги пришла к нему неожиданно – во сне. Более того, в этом сне он увидел даже готовые куски текста, которые и помогли ему задать дух всему произведению. Произошло же это, по признанию Грибоедова, так. Однажды ночью ему приснилось, что он рассказывает своим друзьям о некой книге, которую якобы только что написал. При этом он не только подробно описал друзьям сюжет, но даже по их просьбе зачитал несколько отрывков из первого акта.
  Проснувшись, Грибоедов был настолько увлечен и заинтригован, что решил воспользоваться ночной идеей. Не прошло и года, как комедия – уже на самом деле – была написана и издана. Отрывки, увиденные и «прочитанные» Грибоедовым во сне, вошли в нее без изменений.

  Как ни странно, но нечто похожее и практически в то же самое время произошло и с английским поэтом Самюэлем Кольриджем. По его признанию, летний день 1798 года стал для него особенным. В тот жаркий полдень он сидел в саду, листая историческую книгу, в которой рассказывалось о жизни императора Монголии по имени Кубла Хан, жившем в XIII веке. В книге подробно рассказывалось о том, что Кубла Хан приказал построить для себя прекрасный дворец – образец восточной роскоши и комфорта.
  В какой-то момент Кольридж заснул, разморенный жарой, а когда проснулся через несколько часов, то с удивлением осознал, что держит в голове взявшуюся буквально из неоткуда готовую поэму, которая насчитывала около двухсот строф. Поэма эта повествовала о монгольском императоре и его дворце.
  Не откладывая на потом, Кольридж тут же лихорадочно принялся записывать на бумаге строчки, буквально стоявшие у него перед глазами. Какова же была досада поэта, когда на пятьдесят четвертой строфе его прервали, сон окончательно рассеялся, а вместе с ним из памяти исчезли, как дым, и остальные, еще не записанные строки…
  Впрочем, и в таком, незаконченном, виде поэма «Кубла-Хан» заняла видное место в английской литературе. Что же касается самого монгольского императора, то лишь позднее, в ХIХ веке, выплыла на свет древняя легенда: оказывается, Кубла-Хан в свое время приказал построить дворец лишь потому, что тот во всех подробностях привиделся ему во сне…

  Все эти истории заставляют вспомнить о том, что творчество – это продукт правого полушария нашего мозга, отвечающего за образы, фантазии, мечты. И именно это же правое полушарие усердно работает ночью, во время сна, приходя на смену доминирующему днем левому.
  Другими словами, искусство и сны имеют одно происхождение, вот почему у творческих людей любые, даже самые обыкновенные сновидения, отличаются яркостью и интересным сюжетом. И вот почему творить им иногда помогают сны. Ну, или «маленькие помощники» – тут уж кому как повезет.


Комментариев нет:

Отправить комментарий