РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Информационная грамотность личности
– это одна из составляющих общей культуры человека. Ее важнейшим компонентом,
наряду с системой информационных знаний и умений, является информационное
мировоззрение – это система взглядов, характеризующих сознательное отношение
человека к информации и информационным ресурсам, понимание их роли и места в
жизни современного общества, осмысленное отношение к необходимости получения специальной
информационной подготовки.
Особая роль
школьной библиотеки в деле формирования информационной культуры подрастающего
поколения с помощью специального курса определяется возможностью реализации
последовательной, систематической информационной подготовки обучающихся в ее
неразрывной связи с учебным процессом.
Федеральный
государственный образовательный стандарт нового поколения требует использования
в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов
проектно-исследовательской деятельности, определенных как одно из условий
реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Современные развивающие программы начального образования включают проектную
деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
1. Актуальность программы
Актуальность программы
обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для
организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут
основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах,
колледжах, техникумах и т.д.
Программа
позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,
личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической
идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать
и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает
реализацию следующих принципов:
1.
непрерывность дополнительного образования как
механизма полноты и целостности образования в целом;
2.
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе
социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
3.
системность организации учебно-воспитательного
процесса;
4.
раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
2. Форма
организации: занятия проводятся в библиотеке, т.к. предусматривают поиск необходимой недостающей
информации в энциклопедиях, справочниках, на электронных носителях, в Интернете
и т.д.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
3. Сроки реализации программы: 1
год
Итоги реализации программы могут быть
представлены через презентации проектов, участие в конкурсах по различным
направлениям, выставки, конференции и пр.
Ценностные ориентиры содержания программы
Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется
в отношении к другим людям.
Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и
милосердие.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил
межличностных отношений.
Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества,
проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе
социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание
как ценность - одна из задач образования.
Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой
жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в
развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её
организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются
организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность,
формируется ценностное отношение к труду.
Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и
будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей
стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность
человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы
мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Основная цель программы
«ЛюбоЗнайка» — формирование у обучающихся знаний, умений и навыков
информационного самообеспечения их учебной деятельности, формирование умение
учиться, как универсального учебного действия.
Задачи программы:
1.
формировать умение рационально работать с информацией (сбор,
систематизация, хранение, использование);
2. формировать коммуникативную
компетентность в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои
действия с действиями партнеров по совместной
деятельности;
3. формировать способности к
организации деятельности и управлению ею:
— воспитывать целеустремленность
и настойчивость;
— формировать навыки организации
рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— учить самостоятельно и
совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— учить самостоятельно и
совместно принимать решения.
Учебный план
Название разделов и тем |
Общее количество часов |
В том числе |
|
теоретических |
Практических |
||
1.Вводное занятие |
1 |
1 |
|
2. Страницы истории |
5 |
4 |
1 |
2.1. История
письменности |
1 |
1 |
|
2.2. История книги |
1 |
1 |
|
2.3. История
библиотек |
1 |
1 |
|
2.4. Периодические
издания |
1 |
1 |
|
2.5. Игра- квиз «Путешествие в старину» |
1 |
|
1 |
3. Информационные ресурсы |
11 |
7 |
4 |
3.1. Библиотеки
и Интернет как источники
информационных ресурсов общества |
2 |
1 |
1 |
3.2.Книга. Структура книги |
2 |
1 |
1 |
3.3. Методы самостоятельной работы с
литературой. |
1 |
1 |
|
3.4. Виды переработки и сокращения
текста. |
1 |
1 |
|
3.5. Отзыв о книге. |
1 |
|
1 |
3.6. Справочная литература. |
1 |
1 |
|
3.7. Игра «Лоцманы книжных морей» |
1 |
|
1 |
3.8. Особенности поиска информации в
Интернете |
1 |
1 |
|
3.9. Информационная безопасность человека |
1 |
1 |
|
4.
Выбор книги в библиотеке |
5 |
4 |
1 |
4.1. Алфавитный каталог. |
1 |
1 |
|
4.2. Систематический каталог. |
1 |
1 |
|
4.3. Библиографическое описание |
1 |
1 |
|
4.4. Библиографические указатели |
1 |
1 |
|
4.5. Составление рекомендательного
списка литературы |
1 |
|
1 |
5. Основные приемы интеллектуальной
работы с текстом |
10 |
5 |
5 |
5.1.
Технология подготовки учебных рефератов |
2 |
1 |
1 |
5.2.
Технология подготовки докладов |
2 |
1 |
1 |
5.3.
Технология подготовки электронных презентаций |
4 |
2 |
2 |
5.4.
Интеллектуальные игры |
2 |
1 |
1 |
6. Чему я научился на занятиях кружка |
2 |
1 |
1 |
6.1.
Подготовка творческих работ |
1 |
1 |
|
6.2.
Итоговые занятия. Смотр творческих работ |
1 |
|
1 |
Календарно – тематический план
№ |
Дата |
Раздел Тема |
Всего часов |
теория |
Практ. |
1 |
02.09.20 |
1.Вводное занятие |
1 |
1 |
|
|
|
2. Страницы истории |
|
|
|
2 |
09.09.20 |
2.1. История
письменности |
1 |
1 |
|
3 |
16.09.20 |
2.2. История книги |
1 |
1 |
|
4 |
23.09.20 |
2.3. История
библиотек |
1 |
1 |
|
5 |
30.09.20 |
2.4. Периодические
издания |
1 |
1 |
|
6 |
07.10.20 |
2.5. Игра- квиз «Путешествие в старину» |
1 |
|
1 |
|
|
3. Информационные ресурсы |
|
|
|
7 |
14.10.20 21.10.20 |
3.1. Библиотеки
и Интернет как источники
информационных ресурсов общества |
2 |
1 |
1 |
8 |
28.10.20 11.11.20 |
3.2.Книга. Структура книги |
2 |
1 |
1 |
9 |
18.11.20 |
3.3. Методы самостоятельной работы с
литературой. |
1 |
1 |
|
10 |
25.11.20 |
3.4. Виды переработки и сокращения
текста. |
1 |
1 |
|
11 |
02.12.20 |
3.5. Отзыв о книге. |
1 |
|
1 |
12 |
09.12.20 |
3.6. Справочная литература. |
1 |
1 |
|
13 |
16.12.20 |
3.7. Игра «Лоцманы книжных морей» |
1 |
|
1 |
14 |
23.12.20 |
3.8. Особенности поиска информации в
Интернете |
1 |
1 |
|
15 |
13.01.21 |
3.9. Информационная безопасность человека |
1 |
1 |
|
|
|
4.
Выбор книги в библиотеке |
|
|
|
16 |
20.01.21 |
4.1. Алфавитный каталог. |
1 |
1 |
|
17 |
27.01.21 |
4.2. Систематический каталог. |
1 |
1 |
|
18 |
03.02.21 |
4.3. Библиографическое описание |
1 |
1 |
|
19 |
10.02.21 |
4.4. Библиографические указатели |
1 |
1 |
|
20 |
17.02.21 |
4.5. Составление рекомендательного
списка литературы |
1 |
|
1 |
|
|
5. Основные приемы интеллектуальной
работы с текстом |
|
|
|
21 |
24.02.21 03.03.21 |
5.1.
Технология подготовки учебных рефератов |
2 |
1 |
1 |
22 |
10.03.21 17.03.21 |
5.2.
Технология подготовки докладов |
2 |
1 |
1 |
23 |
24.03.21 07.04.21 14.04.21 21.04.21 |
5.3.
Технология подготовки электронных презентаций |
4 |
2 |
2 |
24 |
28.04.21 05.05.21 |
5.4.
Интеллектуальные игры |
2 |
1 |
1 |
|
|
6. Чему я научился на занятиях кружка |
|
|
|
25 |
12.05.21 |
6.1.
Подготовка творческих работ |
1 |
1 |
|
26 |
19.05.21 |
6.2.
Итоговые занятия. Смотр творческих работ |
1 |
|
1 |
|
|
|
34 |
22 |
12 |
Содержание программы
Раздел 1.Вводное занятие:
Теория:
Введение. Цели и задачи программы «ЛюбоЗнайка». Место курса в системе
общеобразовательной подготовки школьника. Практическая направленность курса.
Структура и особенности изучения курса. Основные формы и условия успешной
учебной работы по курсу.
Раздел 2. Страницы истории
Тема 2.1. История письменности
Теория: Знакомство
с видами письма, причинами возникновения.
Тема 2.2. История книги
Теория: Об истории книги и книгопечатания.
Тема 2.3. История библиотек
Теория: Что
такое библиотеки. Библиотеки древности. Современные библиотеки.
Тема 2.4. Периодические издания
Теория: Что
такое периодические издания. Первые газеты в мире. Первые периодические издания
в России. Современные периодические издания для детей.
Тема
2.5. Игра «Путешествие в
старину»
Практика:
игра в формате квиз ( 5 туров по 5 вопросов)
Раздел 3. Информационные ресурсы
Тема: 3.1. Библиотеки и Интернет как источники информационных ресурсов общества
Теория: Рассмотрение сходства и различия возможностей
библиотеки и интернета, как источников информации.
Практика: Экскурсия в библиотеку филиал №7 ЦБС г.
Сыктывкара
Тема: 3.2.Книга. Структура книги
Теория: Изучение структуры книги. Что можно узнать о
книге по обложке, титульному листу, оглавлению т. д.
Практика: Пройти квест
используя элементы структуры книги.
Тема: 3.3. Методы самостоятельной работы с
литературой.
Теория:
Формировать у учащихся умение самостоятельно работать с
текстом. Познакомиться с приёмами самостоятельной работы с книгой.
Тема: 3.4. Виды переработки и сокращения
текста.
Теория: Объяснить виды переработки текста, повторить, что такое текст. уметь составлять план текста; конструировать предложения,
составлять связный устный ответ.
Тема:
3.5. Отзыв о книге.
Практика:
Учащиеся должны написать отзыв о прочитанной книге.
Тема:
3.6. Справочная литература.
Теория: Что такое
энциклопедии, словари, справочники. Как с ними работать.
Тема: 3.7. Игра «Лоцманы книжных морей»
Практика: игра –
квест по СБА библиотеки
Тема: 3.8. Особенности поиска информации в
Интернете
Теория: Понятие о ключевом
слове. Критерии отбора статей в Интернете.
Практика: Поиск информации в
Интернете
Тема: 3.9. Информационная безопасность
человека
Теория: Что можно сообщать о
себе в сети. Каким угрозам подвергаются пользователи Интернета.
Раздел 4. Выбор книги в библиотеке
Тема:
4.1. Алфавитный каталог.
Теория: Что
такое алфавитный каталог, его структура, как с ним работать.
Тема: 4.2. Систематический каталог.
Теория: Что
такое систематический каталог, его структура, как с ним работать.
Тема: 4.3. Библиографическое описание
Теория: 4.4.
Библиографические указатели – помощники в выборе книг. Какие бывают указатели.
Когда они появились. Как ими пользоваться.
Тема:
4.5. Составление рекомендательного списка литературы
Практика: Выбор темы рекомендательного списка литературы.
Подборка книг. Оформление рекомендательного списка литературы.
Раздел 5.
Основные приемы интеллектуальной работы с текстом
Тема: 5.1. Технология подготовки учебных
рефератов
Теория:
Адресный, фактографический, тематический поиск. Алгоритм поиска информации.
Практика:
Выбор темы реферата. Составление реферата. Обсуждение полученного результата.
Тема: 5.2. Технология подготовки
докладов
Теория: Восприятие,
толкование и оценивание текста. Переработка первичной информации. Составление
рецензии. Алгоритм поиска информации,
свертывание, критическое осмысление информации. Поиск информации по автору,
заглавию, персоналии и т. д.
Практика: Выбор
темы доклада. Составление доклада. Обсуждение полученного результата.
Тема: 5.3. Технология подготовки
электронных презентаций
Теория: Основы
работы в программе Microsoft PowerPoint.
Практика: Составление пробной презентации
в программе Microsoft PowerPoint.
Теория: Основы работы в
программе киностудии Windows Live.
Практика: Составление пробной презентации
в программе киностудии Windows Live.
Тема: 5.4. Интеллектуальные игры
Теория:
Интеллектуальные игры, их влияние на развитие интеллекта. Разнообразие
интеллектуальных игр: викторины, квесты, квизы, кроссворды и т. д.
Практика:
Выбор темы викторины. Составление вопросов. Оформление викторины. Проведение
викторины среди одноклассников.
Раздел 6. Чему я научился на занятиях кружка
Тема: 6.1. Подготовка творческих работ
Теория: Выбор вида творческой работы ( реферат, доклад,
интеллектуальная игра). Выбор темы творческой работы.
Тема: 6.2. Итоговые занятия. Смотр творческих
работ
Практика: Показ, защита творческих работ.
Личностные, метапредметные
и предметные результаты освоения программы
В результате изучения курса
обучающийся должен знать основные
понятия: «общество», «информация», «библиотека», «библиотекарь», «посетитель», «читатель», «читательский формуляр»,
«абонемент», «читальный зал», «каталог», «запрос», «поиск», «алгоритм»,
«информационные ресурсы», «Интернет», виды и типы документов, свертывание и
развертывание текста, критический анализ текста и мадиатекста, реферат. Знать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить. Понимать информацию,
представленную в виде текста, рисунков, схем, шифра. Уметь определять цель выполнения заданий на уроке под руководством
педагога-библиотекаря, ориентироваться в видах библиотечных документов,
запросов (поисков), группировать,
сравнивать их: находить общее и различие, уметь использовать их (виды запросов)
при поиске нужного документа, вносить необходимые дополнения,
исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), уметь пользоваться словарем, детским
каталогом, Интернет. Владеть
культурой обращения с библиотечными документами, общения с товарищами,
педагогом-библиотекарем, участвовать в диалоге на уроке.
Личностные результаты изучения
программы:
- проявлять инициативу при поиске способа
(способов) решения задач;
- оценивать поступки людей, жизненные
ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные
поступки как хорошие или плохие;
- понимать эмоции других людей,
сочувствовать, сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям
прочитанных произведений, к их поступкам.
- развивать
способность к саморазвитию.
В ходе решения творческих задач у младших школьников
формируются следующие метапредметные результаты:
Познавательные УУД
- определять, в каких источниках можно
найти необходимую информацию
для выполнения задания;
- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в
условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте,
схемах и т.п.;
- делать выводы в результате совместной
работы класса и педагога-библиотекаря;
- преобразовывать
информацию из одной формы в другую.
Регулятивные УУД
- определять и формировать цель деятельности на занятии;
- проговаривать последовательность
действий на занятии;
-
учиться высказывать своё предположение (версию);
- учиться работать
по предложенному педагогом-библиотекарем плану;
- соотносить выполненное задание с образцом;
- моделировать (представлять способ
действия в виде модели-схемы, выделяя все
главное).
Коммуникативные УУД
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь
других;
- отстаивать
свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других;
-
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера, исполнителя).
Средством
формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и
организация работы в парах и малых группах.
Программа предусматривает достижение следующих предметных результатов:
-
понимать смысл текста;
- делить текст на части, озаглавливать
части;
- выбирать наиболее точную
формулировку главной мысли;
- составлять вторичный
документ по плану;
- осуществлять самостоятельный поиск, систематизацию и оформление интересующей
информации.
Программа предусматривает проведение
традиционных уроков, практических занятий, обобщающих уроков, игр и др.
При изучении курса для обучаемых
предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы во время
знакомства с документами библиотеки, поиска ответов на поставленные вопросы.
Оценка знаний и умений, обучающихся
проводится с помощью итогового занятия, которое включает вопросы (задания) по
основным направлениям курса.
Этапы аттестации учащихся
И текущего контроля успеваемости
Виды аттестации, сроки
проведения |
Цель |
Содержание |
Форма |
Текущий контроль. Входящая диагностика. Сентябрь |
Выявить знания и умения в начале учебного года |
Тема: Вводное занятие |
Опрос |
Текущий контроль успеваемости на каждом занятии. В течении года. |
Определить уровень понимания изучаемого материала и уровень
приобретенных умений и навыков |
Проверка усвоения материала по теме занятия или комплексу занятий. |
Наблюдение, рефлексия. |
Текущий контроль успеваемости. Октябрь |
Определить уровень освоения материала по темам |
Тема: Страницы истории |
Игра – квиз |
Текущий контроль успеваемости. Ноябрь |
Определить уровень освоения материала по темам |
Тема: Книга. Структура книги |
Квэст |
Текущий контроль успеваемости. Декабрь |
Определить уровень освоения материала по темам |
Тема: Методы самостоятельной работы с текстом |
Отзыв о книге |
Текущий контроль успеваемости. Декабрь |
Определить уровень освоения материала по темам |
Тема: Что такое энциклопедии, словари, справочники. Как с
ними работать. |
Квэст |
Текущий контроль успеваемости. январь |
Определить уровень освоения материала по темам |
Тема: Особенности поиска информации в
Интернете. Безопасный Интернет |
Поиск информации в Интернете |
Текущий контроль успеваемости. февраль |
Определить уровень освоения материала по темам |
Тема: Выбор книг в библиотеке |
Рекомендательный
список литературы |
Текущий контроль успеваемости. март |
Определить уровень освоения материала по темам |
Тема: Технология подготовки учебных
рефератов |
реферат |
Текущий контроль успеваемости. март |
Определить уровень освоения материала по темам |
Тема: Технология подготовки учебного доклада |
доклад |
Текущий контроль успеваемости. Апрель |
Определить уровень освоения материала по темам |
Тема: Технология подготовки электронных
презентаций |
Электронная
презентация |
Текущий контроль успеваемости. май |
Определить уровень освоения материала по темам |
Тема: Интеллектуальные игры |
Подбор
вопросов к интеллектуальным играм |
Текущий контроль успеваемости. май |
Определить уровень освоения материала по темам |
Тема: Чему я научился на занятиях кружка |
Творческая
работа |
Список литературы используемой при работе.
1. Великие люди – библиотекари: От А до Я / Сост. Е.И. Полтавская;
Под.ред. Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека, 2005.- 160 с., ил.
2. Гендина, Н.И. Основы информационной культуры школьника
[текст]: учебно-методический комплекс для учащихся 1 - 4-х классов
общеобразовательных учебных заведений /Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. – М.:
РШБА, 2012. – 200 с.
3. Иванова Г.А. Школьный библиотекарь: Становление профессии.- М.: Школьная
библиотека, 2004.- 288 с.
4. Календарь юбилейных дат. Сборник сценариев для проведения массовых
мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып.4.- М.:РШБА, 2006.-240с.
5. Календарь юбилейных дат. Сборник сценариев для проведения массовых
мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып.4.- М.:РШБА, 2007.-256с.
6. Кашурникова Т.М. Основы информационно-биографической грамотности для
учащихся: Методические рекомендации для библиотекарей: Учеб.пособие.- М.:
Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.-128 с.
7. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому - книга.- М.: Школьная библиотека,
2006 . -104 с.
8. Левин В.А. Уроки для родителей.- М.: ООО «Издательство АСТ». 2001.-448
с.
9. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое
пособие для учителя. - 2-е изд., испр. и доп.- М.:АРКТИ, 2001.-160с.
10. Праздник книги и чтения: Сборник сценариев по привлечению детей к
чтению и умению работать с информацией / Российская государственная детская
библиотека. – М.: Школьная библиотека, 2005.- 288 с.
11. Родительское собрание по детскому чтению: сборник материалов по
разработке моделей и методик проведения/ Пермская краевая детская библиотека
им. Л.И. Кузьмина, РШБА.- М.: РШБА, 2008.- 136с.
12. Справочник школьного библиотекаря/ О.Р. Старовойтова, С.М.
Плескачевская; Т. Д. Жукова; Под ред. Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека,
2006.-448с.
13. Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Сто тридцать имѐн:
Биобиблиографический справочник.- М.: РШБА,2007.-492с.
14. Тубельская Г.Н. Зарубежные детские писатели. Сто имѐн:
Биобиблиографический справочник в 2- х частях.ч.1 А-М, ч.2 Н.Я.- М.: ШБ,
2005.-500с.
15. Чтение как увлечение/ сост. О.Л. Кабачек.- М.:РШБА, 2007.- 176с.
Интернет-ресурсы
festival.1september.ru/articles/522439/
shkola6.moy.su/index/znachenie_knigi_v_zhizni_shkolnika/0-90
www.maam.ru/.../-znachenie-chhl-v-zhizni-detei-ranego-vozrasta.html
www.murzilka.org/glossary/knigi_dlya_detey/
lib.mygrodno.com/cat/lessons/1-form/
www.wow.com/Книги+Для+Детей
Комментариев нет:
Отправить комментарий