Кружок "ЛюбоЗнайка"

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                

Пояснительная записка

Информационная грамотность личности – это одна из составляющих общей культуры человека. Ее важнейшим компонентом, наряду с системой информационных знаний и умений, является информационное мировоззрение – это система взглядов, характеризующих сознательное отношение человека к информации и информационным ресурсам, понимание их роли и места в жизни современного общества, осмысленное отношение   к необходимости получения специальной информационной подготовки.

Особая роль школьной библиотеки в деле формирования информационной культуры подрастающего поколения с помощью специального курса определяется возможностью реализации последовательной, систематической информационной подготовки обучающихся в ее неразрывной связи с учебным процессом.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов проектно-исследовательской деятельности, определенных как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

 

1.    Актуальность программы

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.  Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

1.  непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

2.  развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

3.  системность организации учебно-воспитательного процесса;

4.  раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

 

2. Форма организации: занятия проводятся в библиотеке, т.к.  предусматривают поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, на электронных носителях, в Интернете и т.д.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу.

 

3. Сроки реализации программы: 1 год

 Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах по различным направлениям, выставки, конференции и пр.

 

Ценностные ориентиры содержания программы

Ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей цен­ностью, что реализуется в отношении к другим людям.

Ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. При­оритетность знания, установления истины, самопознание как цен­ность - одна из задач образования.

Ценность труда и творчества. Труд - естественное условие челове­ческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная дея­тельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответ­ственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена обще­ства, народа, представителя страны, государства; чувство ответ­ственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только граж­данином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Основная цель программы «ЛюбоЗнайка» — формирование у обучающихся знаний, умений и навыков информационного самообеспече­ния их учебной деятельности, формирование умение учиться, как универсального учебного действия.

Задачи программы:

 1.   формировать умение рационально работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

           2. формировать коммуникативную компетентность в сотрудничестве: умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной    деятельности;

           3. формировать способности к организации деятельности и управлению ею:

— воспитывать целеустремленность и настойчивость;

— формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— учить самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— учить самостоятельно и совместно принимать решения.

 

          

Учебный план

 

      Название разделов и тем

Общее количество часов

В том числе

теоретических

Практических

1.Вводное занятие

1

1

 

2. Страницы истории

5

4

1

     2.1. История письменности

1

1

 

     2.2. История книги

1

1

 

     2.3. История библиотек

1

1

 

     2.4. Периодические издания

1

1

 

     2.5. Игра- квиз «Путешествие в старину»

1

 

1

3. Информационные ресурсы

11

7

4

     3.1. Библиотеки и Интернет как   источники информационных ресурсов общества

2

1

1

    3.2.Книга. Структура книги

2

1

1

    3.3. Методы самостоятельной работы с литературой.

1

1

 

    3.4. Виды переработки и сокращения текста.

1

1

 

    3.5. Отзыв о книге.

1

 

1

    3.6. Справочная литература.

1

1

 

    3.7. Игра «Лоцманы книжных морей»

1

 

1

    3.8. Особенности поиска информации в Интернете

1

1

 

    3.9. Информационная безопасность человека

1

1

 

  4. Выбор книги в библиотеке

5

4

1

     4.1. Алфавитный каталог.

1

1

 

    4.2. Систематический каталог.

1

1

 

     4.3. Библиографическое описание

1

1

 

     4.4. Библиографические указатели

1

1

 

     4.5. Составление рекомендательного списка литературы

1

 

1

5. Основные приемы интеллектуальной работы с текстом

10

5

5

5.1. Технология подготовки учебных рефератов

2

1

1

5.2. Технология подготовки докладов

2

1

1

5.3. Технология подготовки электронных презентаций

4

2

2

5.4. Интеллектуальные игры

2

1

1

6. Чему я научился на занятиях кружка

2

1

1

6.1. Подготовка творческих работ

1

1

 

6.2. Итоговые занятия. Смотр творческих работ

1

 

1

 

 

Календарно – тематический план

Дата

Раздел

Тема

Всего

часов

теория

Практ.

1

02.09.20

1.Вводное занятие

1

1

 

 

 

2. Страницы истории

 

 

 

2

09.09.20

     2.1. История письменности

1

1

 

3

16.09.20

     2.2. История книги

1

1

 

4

23.09.20

     2.3. История библиотек

1

1

 

5

30.09.20

     2.4. Периодические издания

1

1

 

6

07.10.20

     2.5. Игра- квиз «Путешествие в старину»

1

 

1

 

 

3. Информационные ресурсы

 

 

 

7

14.10.20

21.10.20

     3.1. Библиотеки и Интернет как   источники информационных ресурсов общества

2

1

1

8

28.10.20

11.11.20

    3.2.Книга. Структура книги

2

1

1

9

18.11.20

    3.3. Методы самостоятельной работы с литературой.

1

1

 

10

25.11.20

    3.4. Виды переработки и сокращения текста.

1

1

 

11

02.12.20

    3.5. Отзыв о книге.

1

 

1

12

09.12.20

    3.6. Справочная литература.

1

1

 

13

16.12.20

    3.7. Игра «Лоцманы книжных морей»

1

 

1

14

23.12.20

    3.8. Особенности поиска информации в Интернете

1

1

 

15

13.01.21

    3.9. Информационная безопасность человека

1

1

 

 

 

  4. Выбор книги в библиотеке

 

 

 

16

20.01.21

     4.1. Алфавитный каталог.

1

1

 

17

27.01.21

    4.2. Систематический каталог.

1

1

 

18

03.02.21

     4.3. Библиографическое описание

1

1

 

19

10.02.21

     4.4. Библиографические указатели

1

1

 

20

17.02.21

     4.5. Составление рекомендательного списка литературы

1

 

1

 

 

5. Основные приемы интеллектуальной работы с текстом

 

 

 

21

24.02.21

03.03.21

5.1. Технология подготовки учебных рефератов

2

1

1

22

10.03.21

17.03.21

5.2. Технология подготовки докладов

2

1

1

23

24.03.21

07.04.21

14.04.21

21.04.21

5.3. Технология подготовки электронных презентаций

4

2

2

24

28.04.21

05.05.21

5.4. Интеллектуальные игры

2

1

1

 

 

6. Чему я научился на занятиях кружка

 

 

 

25

12.05.21

6.1. Подготовка творческих работ

1

1

 

26

19.05.21

6.2. Итоговые занятия. Смотр творческих работ

1

 

1

 

 

 

34

22

12

 

Содержание программы

 

Раздел 1.Вводное занятие:

Теория: Введение. Цели и задачи программы «ЛюбоЗнайка». Место курса в системе общеобразовательной подготовки школьника. Прак­тическая направленность курса. Структура и особенности изучения курса. Основные формы и условия успешной учебной работы по курсу.

 

Раздел 2. Страницы истории

Тема 2.1. История письменности

Теория: Знакомство с видами письма, причинами возникновения.

Тема 2.2. История книги

Теория: Об истории книги и книгопечатания.

Тема 2.3. История библиотек

Теория: Что такое библиотеки. Библиотеки древности. Современные библиотеки.

Тема 2.4. Периодические издания

Теория: Что такое периодические издания. Первые газеты в мире. Первые периодические издания в России. Современные периодические издания для детей.

Тема      2.5. Игра «Путешествие в старину»

Практика: игра в формате квиз ( 5 туров по 5 вопросов)

 

Раздел 3.  Информационные ресурсы

Тема:     3.1. Библиотеки и Интернет как   источники информационных ресурсов общества

Теория: Рассмотрение сходства и различия возможностей библиотеки и интернета, как источников информации.

Практика: Экскурсия в библиотеку филиал №7 ЦБС г. Сыктывкара

Тема: 3.2.Книга. Структура книги

Теория: Изучение структуры книги. Что можно узнать о книге по обложке, титульному листу, оглавлению т. д.

 Практика: Пройти квест используя элементы структуры книги.

Тема: 3.3. Методы самостоятельной работы с литературой.

Теория: Формировать у учащихся умение самостоятельно работать с текстом. Познакомиться с приёмами самостоятельной работы с книгой.

Тема: 3.4. Виды переработки и сокращения текста.

Теория: Объяснить  виды переработки текста, повторить, что такое текст. уметь составлять план текста; конструировать предложения, составлять связный устный ответ. 

Тема:    3.5. Отзыв о книге.

Практика: Учащиеся должны написать отзыв о прочитанной книге.

Тема:    3.6. Справочная литература.

Теория: Что такое энциклопедии, словари, справочники. Как с ними работать.

Тема: 3.7. Игра «Лоцманы книжных морей»

Практика: игра – квест по СБА библиотеки

Тема: 3.8. Особенности поиска информации в Интернете

Теория: Понятие о ключевом слове. Критерии отбора статей в Интернете.

Практика: Поиск информации в Интернете

Тема: 3.9. Информационная безопасность человека

Теория: Что можно сообщать о себе в сети. Каким угрозам подвергаются пользователи Интернета.

 

Раздел   4. Выбор книги в библиотеке

Тема:     4.1. Алфавитный каталог.

Теория: Что такое алфавитный каталог, его структура, как с ним работать.

Тема: 4.2. Систематический каталог.

Теория: Что такое систематический каталог, его структура, как с ним работать.

Тема: 4.3. Библиографическое описание

Теория: 4.4. Библиографические указатели – помощники в выборе книг. Какие бывают указатели. Когда они появились. Как ими пользоваться.

Тема:     4.5. Составление рекомендательного списка литературы

Практика: Выбор темы рекомендательного списка литературы. Подборка книг. Оформление рекомендательного списка литературы.

 

Раздел 5. Основные приемы интеллектуальной работы с текстом

Тема: 5.1. Технология подготовки учебных рефератов

Теория: Адресный, фактографический, тематический поиск. Алгоритм поиска информации.

Практика: Выбор темы реферата. Составление реферата. Обсуждение полученного результата.

Тема: 5.2. Технология подготовки докладов

Теория: Восприятие, толкование и оценивание текста. Переработка первичной информации. Составление рецензии.  Алгоритм поиска информации, свертывание, критическое осмысление информации. Поиск информации по автору, заглавию, персоналии и т. д.

Практика: Выбор темы доклада. Составление доклада. Обсуждение полученного результата.

Тема: 5.3. Технология подготовки электронных презентаций

Теория: Основы работы в программе Microsoft PowerPoint.

Практика: Составление пробной презентации в программе Microsoft PowerPoint.

Теория: Основы работы в программе киностудии Windows Live.

Практика: Составление пробной презентации в программе киностудии Windows Live.

Тема: 5.4. Интеллектуальные игры

Теория: Интеллектуальные игры, их влияние на развитие интеллекта. Разнообразие интеллектуальных игр: викторины, квесты, квизы, кроссворды и т. д.

Практика: Выбор темы викторины. Составление вопросов. Оформление викторины. Проведение викторины среди одноклассников.

 

Раздел 6. Чему я научился на занятиях кружка

Тема: 6.1. Подготовка творческих работ

Теория: Выбор вида творческой работы ( реферат, доклад, интеллектуальная игра). Выбор темы творческой работы.

Тема: 6.2. Итоговые занятия. Смотр творческих работ

Практика: Показ, защита творческих работ.

 

Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения программы

В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия: «общество», «информация», «библиотека», «библиотекарь», «посетитель»,  «читатель», «читательский формуляр», «абонемент», «читальный зал», «каталог», «запрос», «поиск», «алгоритм», «информационные ресурсы», «Интернет», виды и типы документов, свертывание и развертывание текста, критический анализ текста и мадиатекста, реферат. Знать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, шифра. Уметь определять цель выполнения заданий на уроке под руководством педагога-библиотекаря, ориентироваться в видах библиотечных документов, запросов (поисков),  группировать, сравнивать их: находить общее и различие, уметь использовать их (виды запросов) при поиске нужного документа,  вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), уметь пользоваться словарем, детским каталогом, Интернет. Владеть культурой обращения с библиотечными документами, общения с товарищами, педагогом-библиотекарем, участвовать в диалоге на уроке.     

Личностные результаты изучения программы: 

 - проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач;

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведе­ний, к их поступкам.

- развивать способность к саморазвитию.

 

В ходе решения творческих задач у младших школьников формируются следующие метапредметные результаты:

 

Познавательные УУД

- определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания;

- ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, схемах и т.п.;

- делать выводы в результате совместной работы класса и педагога-библиотекаря;

-  преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД

- определять и формировать цель деятельности на занятии;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

-  учиться высказывать своё предположение (версию);

- учиться работать по предложенному педагогом-библиотекарем плану;

-  соотносить выполненное задание  с образцом; 

-  моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все  главное).

 Коммуникативные УУД

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других;

- отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других;

-  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит техно­логия продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

 

Программа предусматривает достижение следующих предметных результатов: 

-  понимать смысл текста; 

- делить текст на части, озаглавливать части;

- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли;

- составлять вторичный документ по плану;

- осуществлять самостоятельный поиск, систематизацию и оформление интересующей информации.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, обобщающих уроков, игр и др.

При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы во время знакомства с документами библиотеки, поиска ответов на поставленные вопросы.

Оценка знаний и умений, обучающихся проводится с помощью итогового занятия, которое включает вопросы (задания) по основным направлениям курса.

 

Этапы аттестации учащихся

И текущего контроля успеваемости

 

Виды аттестации, сроки проведения

Цель

Содержание

Форма

Текущий контроль. Входящая диагностика.

Сентябрь

Выявить знания и умения в начале учебного года

Тема: Вводное занятие

Опрос

Текущий контроль успеваемости на каждом занятии. В течении года.

Определить уровень понимания изучаемого материала и уровень приобретенных умений и навыков

Проверка усвоения материала по теме занятия или комплексу занятий.

Наблюдение, рефлексия.

Текущий контроль успеваемости.

Октябрь

Определить уровень освоения материала по темам

Тема: Страницы истории

Игра – квиз

Текущий контроль успеваемости.

Ноябрь

Определить уровень освоения материала по темам

Тема: Книга. Структура книги

Квэст

Текущий контроль успеваемости.

Декабрь

Определить уровень освоения материала по темам

Тема: Методы самостоятельной работы с текстом

Отзыв о книге

Текущий контроль успеваемости.

Декабрь

Определить уровень освоения материала по темам

Тема: Что такое энциклопедии, словари, справочники. Как с ними работать.

Квэст

Текущий контроль успеваемости.

январь

Определить уровень освоения материала по темам

Тема: Особенности поиска информации в Интернете. Безопасный Интернет

 

Поиск информации в Интернете

Текущий контроль успеваемости.

февраль

Определить уровень освоения материала по темам

Тема: Выбор книг в библиотеке

Рекомендательный список литературы

Текущий контроль успеваемости.

март

Определить уровень освоения материала по темам

Тема: Технология подготовки учебных рефератов

реферат

Текущий контроль успеваемости.

март

Определить уровень освоения материала по темам

Тема: Технология подготовки учебного доклада

доклад

Текущий контроль успеваемости.

Апрель

Определить уровень освоения материала по темам

Тема: Технология подготовки электронных презентаций

Электронная презентация

Текущий контроль успеваемости.

май

Определить уровень освоения материала по темам

Тема: Интеллектуальные игры

Подбор вопросов к интеллектуальным играм

Текущий контроль успеваемости.

май

Определить уровень освоения материала по темам

Тема: Чему я научился на занятиях кружка

Творческая работа

 

Список литературы используемой при работе.

1. Великие люди – библиотекари: От А до Я / Сост. Е.И. Полтавская;

Под.ред. Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека, 2005.- 160 с., ил.

2. Гендина,  Н.И. Основы информационной культуры школьника [текст]: учебно-методический комплекс для учащихся 1 - 4-х классов общеобразовательных учебных заведений /Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. – М.: РШБА, 2012. – 200 с.

3. Иванова Г.А. Школьный библиотекарь: Становление профессии.- М.: Школьная библиотека, 2004.- 288 с.

4. Календарь юбилейных дат. Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып.4.- М.:РШБА, 2006.-240с.

5. Календарь юбилейных дат. Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып.4.- М.:РШБА, 2007.-256с.

6. Кашурникова Т.М. Основы информационно-биографической грамотности для учащихся: Методические рекомендации для библиотекарей: Учеб.пособие.- М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.-128 с.

7. Кашурникова Т.М. Чудо, имя которому - книга.- М.: Школьная библиотека, 2006 . -104 с.

8. Левин В.А. Уроки для родителей.- М.: ООО «Издательство АСТ». 2001.-448 с.

9. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. - 2-е изд., испр. и доп.- М.:АРКТИ, 2001.-160с.

10. Праздник книги и чтения: Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией / Российская государственная детская библиотека. – М.: Школьная библиотека, 2005.- 288 с.

11. Родительское собрание по детскому чтению: сборник материалов по разработке моделей и методик проведения/ Пермская краевая детская библиотека им. Л.И. Кузьмина, РШБА.- М.: РШБА, 2008.- 136с.

12. Справочник школьного библиотекаря/ О.Р. Старовойтова, С.М. Плескачевская; Т. Д. Жукова; Под ред. Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека, 2006.-448с.

13. Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Сто тридцать имѐн: Биобиблиографический справочник.- М.: РШБА,2007.-492с.

14. Тубельская Г.Н. Зарубежные детские писатели. Сто имѐн: Биобиблиографический справочник в 2- х частях.ч.1 А-М, ч.2 Н.Я.- М.: ШБ, 2005.-500с.

15. Чтение как увлечение/ сост. О.Л. Кабачек.- М.:РШБА, 2007.- 176с.

Интернет-ресурсы

festival.1september.ru/articles/522439/

shkola6.moy.su/index/znachenie_knigi_v_zhizni_shkolnika/0-90

www.maam.ru/.../-znachenie-chhl-v-zhizni-detei-ranego-vozrasta.html


www.murzilka.org/glossary/knigi_dlya_detey/

lib.mygrodno.com/cat/lessons/1-form/


www.wow.com/Книги+Для+Детей

     

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий